До 26 апреля в Стамбуле проходит выставка-ретроспектива и одновременно перфоманс под названием «Akış / Flux» – крупнейший за всю историю Стамбула художественный проект, посвященный искусству перфоманса. Его идейный вдохновитель и организатор – институт «бабушки перфоманса» Марины Абрамович (MAI).
В качестве соорганизаторов к проекту привлечены музей Sakip Sabancı Müzesi и арт-центр Аkbank Sanat.
Пространство разделено на несколько частей. Первая посвящена фото и видеоархивам творчества Марины Абрамович, которым она занимается с 1970 года, вторая – отдана самим перфомансам 15 художников-участников проекта, третья – «Методу» Абрамович.
Путь Марины Абрамович в искусстве перфоманса
Марина Абрамович (1946 год, Белград) – сербский мастер искусства выносливости, как ее окрестили в СМИ. Свой путь в искусстве Абрамович начала в 1970 году, почти на полвека повергнув весь культурный мир в шок от тех экспериментов, которые она проводила с собой, своим телом и публикой. Последняя никогда не знает, чего ждать от Абрамович.
Пытаясь найти свой путь в искусстве и исследовании личности, Абрамович приходит к тому, что ничто не работает со зрителем мощнее, чем когда он сам становится участником перфоманса. Начав со съемки фильма о балканском народе (который вскоре был запрещен), Абрамович понимает, что найти истинный контакт с душой зрителя художник может только по-настоящему рискуя, в том числе своей жизнью.
В перфомансе «Губы Томаса» (1975 год) Абрамович вырезала на животе прямо на глазах у зрителей пятиконечную звезду. Именно это действо открыло Абрамович путь в США и подарило мировую славу как одному из самых беспринципных и ярких художников современности.
Художница несколько недель жила на глазах у публики в доме без стен, выйти из которого можно было только по лестнице из ножей (перфоманс «Дом с видом на океан», 2002), разрешала зрителям проводить эксперименты над своим телом, давая им безнаказанно пистолет, хлыст и нож и еще 68 предметов на выбор, в ходе чего чуть не была застрелена (перфоманс «Ритм 0», 1974). Привлекая внимание к жертвам войны в Югославии, Абрамович создала перфоманс «Балканское барокко», когда несколько часов в день отмывала окровавленные кости (1997), за что была удостоена премии «Золотой лев» Венецианской биеннале
В паре со своим партнером Улаем Абрамович изучала вопрос любви и отношений внутри пары, когда художники целовались на протяжении 17 минут, после чего нередко теряли сознание (перфоманс «Смерть себя», 1977), и рисковали жизнью, стоя под стрелой лука, готовой попасть в область сердца, если у партнера дрогнет рука (перфоманс «Энергия покоя», 1980).
Перформансы Абрамович проходили и в России. Одним из самых известных стал «В присутствии художника» (2010), когда в течение двух месяцев Абрамович смотрела в глаза каждому посетителю – всего через нее прошло более 1500 человек.
Когда: до 26 апреля
Где: Стамбул, Akbank Sanat
/вт – сб, с 10:30 до 19:30/
Вход свободный
Когда: до 26 апреля
Где: Sakıp Sabancı Müzesi
/вт – вс, с 12:00 до 20:00/
Билеты: здесь
Подрбности: здесь
Стать специалистом Zdesvse.com
По словам создателей, Müzeverse удалось объединить историю, VR- технологии, музейное дело в единое пространство, в котором восприятие знакомых и привычных категорий становится полнее и ярче.